Административный центр Ненецкого округа — Нарьян Мар
Главная→ О нашем регионеАдминистративный центр

Административный центр

Герб Нарьян-Мара

Герб Нарьян-Мара был принят 31 мая 2001 года. В червленом (красном) поле серебряная голова северного оленя; в лазоревой (синей, голубой) оконечности две серебряные рыбы.

Город Нарьян-Мара
Город Нарьян-Мар

О городе

Нарьян-Мар является главным транспортным узлом НАО, помимо этого, город небезынтересен сам по себе. Убедиться в этом помогут сотрудники краеведческого музея, в котором можно заказать обзорную экскурсию по Нарьян-Мару.
Культура населяющих округ народов – ненцев, коми и русских, — кроме уже упомянутого музея, представлена в окружном выставочном зале, городском экспозиционном центре, этнокультурном центре. Здесь же можно приобрести всевозможные сувениры, меховую одежду.

При окружном доме культуры работает 7 коллективов художественной самодеятельности, в том числе молодежный ненецкий ансамбль песни и танца «Хайяр», ненецкий самодеятельный театр «Илебц».

Весной, в конце марта – начале апреля, в Нарьян-Маре случается событие, которое по праву можно назвать одним из самых любимых праздников жителей округа, — спортивный праздник «Северное сияние», в рамках которого проходят гонки на снегоходах, оленьих и собачьих упряжках. Сюда испытать удачу приезжают практически со всего округа, предоставляя гостям города уникальную возможность познакомиться с культурой коренного населения округа, увидеть традиционную одежду. Гони на снегоходах проходят в два этапа. Первый – ралли, трасса которого, длинной более 100 км, проходит через печорские деревни. Второй – мотокросс – проводится в самом городе.

История города

Первый документ о строительстве Нарьян-Мара появился 22 октября 1929 г. – договор окрисполкома с инженером Н.Ф. Орловым о топосъемке земельного участка в местечке Белощелье, где должен строиться поселок. Первыми постройками на территории будущего города стали жилой барак на 65 человек, восьмиквартирный дом, столовая, почта, Дом ненца, больница, типография. 10 марта 1930 г. Белощелье было переименовано в Нарьян-Мар (ненец. «красный город»). В этом же году в Нарьян-Мар перенесен центр округа из с. Тельвисочного. 10 марта 1935 г. ВЦИК преобразовал рабочий поселок в город, одновременно название Нарьян-Мар было присвоено Печорскому порту и речной пристани.

В 1934 г. решением поселкового Совета были названы первые улицы: Набережная, Партизанская (ныне улица Пырерки), проспект Заполярный (ныне улица Смидовича), Оленная (с 1936 г. это улица Выучейского), Полярная. Эта часть города в 1930-1950-х гг. застраивалась деревянными двухэтажными домами, в соответствии с регулярным планом, разработанным ленинградским институтом «Ленингипрогор». Нарьян-Мар становится административным и культурным центром округа. Построены детские ясли, аптека, дом культуры, дом отдыха на 100 мест, драмтеатр (1937), краеведческий музей (1934), средняя школа, окружная библиотека, два универмага, гастроном. В 1932 г. начал работу радиоузел. В 1933 г. открыта авиалиния Архангельск – Усинск – Цильма – Нарьян-Мар; в 1937 г. установлена прямая телеграфная связь с Архангельском.

К 1940 г. сформировалась промышленность Нарьян-Мара, в основном лесоперерабатывающая, строительная, мясо-и рыбоперерабатывающая. Через морской порт в другие районы страны отправляли лес, уголь, пушнину, продукцию оленеводства. В летопись довоенного Нарьян-Мара вписаны имена полярных исследователей О.Ю. Шмидта, И.Д. Папанина, Е.К. Федорова, Э.Т. Кренкеля, П.П. Ширшова, полярных летчиков М.В. Водопьянова, В.С. Молокова, Н.П. Мазурука. В 1940-1950-х гг. велось интенсивное жилищно-коммунальное строительство. С начала 1960-х гг. город застраивается по новому генеральному плану. Первые кирпичные здания построены в начале 1960-х гг., первое панельное – в 1981 г. Проводятся централизованное водоснабжение, канализация, отопление (с 1978 г. котельные переведены на природный газ). В 1980-1990-х гг. построены хлебозавод, поликлиника, гостиница, школа-интернат, музыкальная школа, расширены нефтебаза, окружная больница, зооветтехникум, педагогический колледж. С 1978 г. организована телетрансляция через станцию «Орбита».

В начале 1950-х гг. в Нарьян-Маре появляется городской транспорт, была учреждена автоконтора, строились дороги с твердым покрытием (из монолитного бетона, а затем железобетонных плит). С 1983 г. проводятся работы по асфальтированию улиц. Сегодня в городе есть даже два светофора (один из них, правда, перманентно не работает). С 1968 г. в округе начаты работы по поиску и разведке нефти и газа, и Нарьян-Мар становится производственной базой геологоразведчиков. В 1970-х гг. вырос новый поселок геологов – Искатель. В 1991 г. открыт авиарейс Нарьян-Мар – Москва. Осуществляются пассажирские рейсы в Санкт-Петербург, Архангельск.

В Нарьян-Маре выходит общественно-политическая газета «Нарьяна вындер», работаю две местные телевизионные компании: «Альт» и «Заполярье».

Нарьян-Мар – город-побратим городов Мариуполя, Ухты и Каутокейно (Норвегия). Входит в ассоциацию малых российских городов и Союз городов Заполярья и Крайнего Севера.

День города отмечается в третье воскресенье сентября.

Шойна

Шойна Шойна – небольшой поселок на берегу Белого моря в устье одноименной реки. Основан на месте рыбацкого становища. В начале 1930-х гг. в поселке было 5 небольших построек: баня, конюшня, склад и два жилых дома. В 1932 г. Шойна стала рыбацким пунктом. Ей прочили большое будущее и называли Мурманском Ненецкого округа. К 1939 г. Шойна – большой рабочий поселок с населением 800 человек, в котором имелись метеостанция, больница, сберкасса, почта. Был построен консервный завод, и поселок стал крупным центром рыбообрабатывающей промышленности.
В реку Шойну заходили морские грузовые и пассажирские теплоходы, привозили треску, пикшу, камбалу, белух, акул. Был построен кирпичный завод, прекративший работу только в годы войны. С 1950-х гг. начался спад рыбообработки, закрылся консервный завод, но Шойна оставалась образовательным центром, в средней школе которого учились дети оленеводов и жителей близлежащих поселков. Функционировали больница, дом культуры, библиотека. Но уже в 1960-х гг. поселок стал считаться неперспективным, чему во многом способствовали стихийные бедствия – песком заносит дома, смывает берег. Началось переселение жителей в другие населенные пункты округа. К 2000г. в поселке осталось менее 350 жителей.

Несь

Село Несь Село Несь расположено на правом берегу одноименной реки, впадающей в Мезенскую губу Белого моря, в 20 км от устья. Несь была основана во второй половине XVII в. Мезенскими крестьянами, которые занимались в этих местах сезонной ловлей рыбы. В 1830 г. здесь было 7 дворов. В 1831 г. на основании Указа Священного синода «О правилах обращения кочующих в Архангельской губернии самоедов в христианскую веру» в Неси, на пути кочевья, была заложена деревянная церковь Благовещения.
Несская церковь стала одной из первых в округе. Она была построена по типовому проекту одновременно с двумя другими церквями для самоедов: Колвинской и Тиманской. Колвинская церковь в настоящее время принадлежит к Усинскому приходу в Республике Коми, Тиманская не сохранилась, она сгорела в 1916 г.

Церковь Благовещения строилась на государственные средства мезенскими мещанами, проживавшими в Неси. Руководил строительством архангельский купец 1-й гильдии Афанасий Иванович Амосов с сыновьями. Он же поставлял стройматериалы из Архангельска. Иконостас изготовил крестьянин Владимирской губернии Степан Никитин Кознов. На колокольню были подняты колокола общим весом 31 пуд и 9 фунтов. Церковь была освящена 26 февраля 1831 г. епископом Архангельским и Холмогорским Георгием. С устройством храма был образован Канинский приход. В 1840 г. к Несской церкви были приписаны жители Неси, а в 1844 г. – также Мглы, Вижаса и селений близ реки Омы.

8 апреля 1857 г. Несская церковь сгорела. Проект новой церкви подготовил протоиерей Мезенского собора Василий Фирсов, доработал инженер Архангельской палаты государственного имущества Г. Шварц. Новая церковь строилась на государственные и церковные средства. Сначала в Мезени сработали срубы, затем их перевезли в Несь по морю. Освящение церкви состоялось 16 апреля 1868 г. В 1890 г. за счет пожертвований самоеда Артемия Бобрикова Несская церковь была обшита тесом и обнесена забором.

В начале 1893 г. при Несской церкви на средства православного миссионерского общества открыли школу с приютом для обучения самоедских детей. И школа, и приют размещались в доме псаломщика. Однако самоеды, круглый год кочующие в тундрах, не могли отдавать своих детей в школу: ведь для этого нужно было оставаться на одном месте. В 1897 г. школу закрыли из-за отсутствия «инородческих детей». В начале 1901 г. в Неси вновь открыли церковно-приходскую школу. Она размещалась на втором этаже мещанского дома. Обучение было платным по 3 рубля в месяц за ученика. В 1901 г. в школе было 24 ученика (11 мальчиков и 13 девочек), в их числе 2 мальчика – дети оседлых самоедов, а остальные дети русских мещан и крестьян. Со второй половины XIX в., после постройки церкви, жизнь в Неси заметно изменилась, начался активный приток предприимчивых мезенских мещан.

Жители Неси занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Кроме того, значительное место в жизни крестьян занимал извоз: через Несь проходил путь, по которому в Мезень вывозилась вся навага, вылавливаемая в реках Канина и Чёшской губе. Ежегодно через Несь перевозилось более 30 тысяч пудов наваги. В 1905 г. в Неси было 42 двора, а в 1922-м – 66 дворов, в них проживало 334 человека. Ранее Несь и все поселения на полуострове Канин входили в состав Дорогорской волости Мезенского уезда, с 1903 г. они выделились в самостоятельную волость с центром в селе Несь. С 1924-го по 1929 г. село Несь было центром Канино-Чёшской самоедской волости Мезенского уезда, объединившей кочевое населения Канинской и Тиманской тундр. Позднее. Несть стала центром Несского сельсовета. В 1934 Несский сельсовет с населенными пунктам Мгла и Несь вошел в состав Ненецкого национального округа. Остальные населенные пункты Каинского полуострова вошли в состав округа сразу после его образования, в 1929 г.

В настоящее время Несь – административный центр Канинского сельсовета, куда также входят деревни Чижа и Мгла. Общая численность населения в 1999 г. составляла 1624 жителя, из которых в селе проживало 1461 человек, в том числе 732 ненца. В селе расположена центральная база СПК РК «Севереный полюс», животноводческая ферма, магазин, отделение связи, участковая больница, средния школа, детский сад, дом народного творчества, АТС, ДЭС, метеостанция. Несь свящана авиарейсами с Нарьян-Маром и Архангельском.

Пустозерск

Пустозерск Пустозерск, первый город в Заполярье, был заложен в 1499 г. Московскими князьями Петром Ушатым и Семеном Курбским, возглавившими поход «в новгородскую землю… и на вогуличи». Отряд более чем из 4 тыс. воинов должен был окончательно покорить отдаленные и воинственные племена, постоянно нарушавшие договоры с Москвой, нападавшие на дружественные Москве племена, обитавшие в верховьях реки Вычегды и на ее притоках. Вся эта огромная рать была разделена на три отряда, шедшие разными путями до Печоры, где, соединившись, они должны были двинуться в Югру. Как видно из дошедших до нас документов, Иван III прекрасно понимал все трудности этого похода, а потому он был очень тщательно продуман и подготовлен, были учтены все известные со времен Новгорода маршруты, все имевшиеся о печорских и Югорских землях сведения.
Для дальнейшей колонизации Печорского и соседнего с ним Зауральского края, для включения их в хозяйственную жизнь страны, для защиты интересов Московского государства в низовьях Печоры необходимо было иметь опорный пункт.

Место для будущей крепости было выбрано не случайно. «Зарубили» Пустозерск в восьмидесяти верстах от Устья Печоры, чтобы «и морем, и реками можно добраться». Острог, разместившийся на полуострове, занимал стратегически удобное положение: окруженный с трех сторон водой, он был защищен на случай нападения «немирных» самоедов. Зимой же безлесные снежные равнины отлично просматривались, и подойти незаметно к острогу было не так просто. Интересно, что Пустозерск был построен не на пустом месте. До конца XII в. Здесь существовало святилище аборигенного населения, именуемого в русских летописях «печера». Позже здесь возник своеобразный торговый центр, где пришлое русское население обменивало свои товары на пушнину и другие продукты северных промыслов.

Оставив в крепости гарнизон, снабдив его продовольствием и другими необходимыми припасами, 21 ноября войско покинуло берега Пустоозера и двинулось к устью реки Усы, а оттуда на Щугор и спустя две недели достигло Уральских гор. Здесь произошло первое столкновение с самоедами, около пятидесяти из которых было убито. Пройдя Камень, дошли до первого городка вогуличей — Ляпина, который сдался без боя. Кроме Ляпина были взяты еще около 40 остяцких и вогульских городков, более тысячи « лучших людей». Успешно завершив поход, воеводы вернулись в Москву весной 1500 г.

Гарнизон, оставленный в Пустозерской крепости, должен был охранять границы Московской Руси с Югрой, а также собирать дань с местных жителей. Постепенно город становится главным опорным пунктом в освоении Севера и Сибири. Жителям Пустозерска принадлежит немалая заслуга в открытии путей на арктические острова – Новую Землю, Шпицберген и др. В результате уже в XVI – XVIII вв. огромная территория Пустозерской волости простиралась с севера на юг от Баренцева моря до реки Вычегды, с востока на запад от Урала до реки Мезени. Пустозерск стал самым крупным городом края, экономическим, культурным и торговым центром. По морским путям сюда прибывали караваны купеческих судов, через него шли сухопутные торговые пути за Урал-Каамень и в Сибирь.

Со второй половины XVI в. Широкую известность получили Пустозерские крещенские ярмарки, на которые съезжались сотни самоедов европейского, обского и енисейского Севера, промышленные и торговые люди из всех поморских городов. Пустозерцы и ненцы торговали рыбой, пушниной, олениной и дичью. Эти товары они обменивали на хлеб, ткани, изделия из металла, пеньку, орудия промысла, хозяйственный и бытовой инвентарь. К ярмарке приурочивался сбор ясака.

Оживленная торговля в Пустозерске прекратилась в начале XVII в., когда царь Михаил Федорович своим указом закрыл морской путь в сибирские города. Такое решение было связано с проникновением в Печорский край иностранцев, которые пытались вести торговлю с Сибирью, минуя русские порты Беломорья и Пустозерск. Английские купцы вели незаконную скупку мехов в Пустозерске. А в Дании с ведома официальных властей началась чеканка фальшивых монет для расчетов с местным населением. Возникла реальная угроза потери государственного контроля над пушной торговлей (а это означало потерю третьей части доходов казны!). С 1620 г. фактории иностранных купцов в Пустозерске и других приморских городах были закрыты. Морская дорога, предвосхитившая появление Северного морского пути, надолго оказалась заброшенной. Население в Пустозерске стало уменьшаться. К тому же Городецкий Шар стал мелеть и перестал быть транспортной артерией для русских, живущих на Печоре. Все это, а также вооруженные конфликты с ненецкими племенами ослабили Пустозерск, и в 1780 г. Пустозерский уезд упразднили.

На противоречиях между русскими и ненцами, выливавшихся в вооруженные конфликты, стоит остановиться несколько подробнее. Их причина заключалась, прежде всего, в произволе пустозерских воевод по отношению к ненцам. Несмотря на царский указ, в соответствии с которым надлежало «жить в мире с окологородной самоядью» и «не правды им никоторых чинить не велеть», пустозерцы обманом и воровством собирали дань с окрестных ненцев, промышляли в их охотничьих и рыболовных угодьях. К разорению коренного населения края вел и неэквивалентный обмен товаров.

Первое известное нападение ненцев на Пустозерский острог было совершено в 1644 г. Разорению подвергся весь посад. Правительство сурово расправилось с восставшими, зачинщики были повешены. Но, несмотря на столь жесткие меры, нападения на Пустозерск, продовольственные обозы не прекратились. В 1663 г. Пустозерск вновь подвергся нападению, практически все его население было убито, а острог сожжен.

Нападения ненцев встревожили московское правительство. В 1668 г. для усиления Пустозерского гарнизона были направлены 500 стрельцов. Но и после усиления гарнизона ситуация не изменилась. В 1730 г. была организована очередная карательная экспедиция. Было схвачено около сотни «воровской самояди». Многих ненцев, участвовавших в нападении, после поимки вешали на мысе, расположенном на противоположной от Пустозерска стороне Городецкого озера, отчего этот мыс назван Виселичным. В качестве висельниц использовали вековые лиственницы, некоторые из них сохранились до начала прошлого века.

Стремясь подчинить коренное население тундры, власти предприняли меры к обращению его в христианскую веру. Начало этому было положено еще в конце XVI в., когда царь Федор Иоаннович издал соответствующий указ. Но самый важный шаг в этом отношении сделала духовная миссия во главе с архимандритом Вениамином, которая за 1825-1830 гг. обратила в христианство 3303 человека. Наряду с этим миссия подвергла уничтожению многие ненецкие святилища, на местах которых устанавливала православные кресты. Подобные действия вызвали протест ненцев, вылившийся в отказ от крещения. Особенно активно против принятия христианства выступали пустозерские ненцы. В 1844 г. из 1799 пустозерских ненцев было крещено лишь 840, в то время как другие ненецкие племена были крещены практически поголовно.

Со второй половины XVII в. Пустозерск стал местом ссылки государственных преступников – участников восстаний К. Булавина, С. Разина, Соловецкого «сидения». В 1667 г. Пустозерский острог был сослан протопоп Аввакум Петров, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, писатель, создавший здесь знаменитое «Житие». По указу царя Аввакум был заключен в осыпную земляную тюрьму, а затем сожжен «за великие на царский дом хулы» вместе с тремя единомышленниками.

В 1686 г. на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенские старообрядцы во главе с купцом Протопоповым (по преданию, родственником Аввакума) установили восьмиконечный деревянный поклонный крест. В 1788 г. он был заменен новым. Преследуя старообрядцев, местный священник Иннокентий Попов в 1846 г. написал донос архангельскому губернатору, который отдал указание становому приставу Маркову перенести крест «по ветхости» в притвор Пустозерской Преображенской церкви, оградку убрать, холмик сравнять с землей, а также под страхом сурового наказания запретил всем почитание места казни Аввакума и его сподвижников. В последствии старообрядцы неоднократно ходатайствовали об установлении на этом место нового креста, но безуспешно. Даже в 1910 г., уже после легализации старой веры, Министерство внутренних дел отклонило их просьбу, а присланная старообрядцами металлическая табличка, которую они собирались установить на кресте была разрублена на мелкие части и возвращена им в таком виде. В сентябре 1989 г. краеведы Нарьян-Мара на предполагаемом месте сожжения Аввакума установили памятный знак с колоколом. В июне 1991 г. старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли неподалеку и освятили поклонный крест.

Жизнь в Пустозерске окончательно замерла после 1940-х гг., когда усилилась работа по переводу кочевого населения на оседлость, и многие населенные пункты были объявлены «неперспективными». Упразднение города Пустозерска произошло в 1954 г., все строения были перенесены в деревню Устье. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. его покинули последние жители. В 1974 г. Пустозерская крепость была объявлена природно-историческим памятником федерального значения. С 1987 г. здесь ведутся археологические работы.

В 1964 г. на месте бывшего города был установлен четырехгранный обелиск – памятник Пустозерску. Автор этого памятника – В.М. Кибирев. Сооружал его ленинградский мастер С.Т. Устинов при участии студентов Нарьян-Марского стройучилища. Памятник сложен из камня фундаменты Пустозерской Преображенской церкви. На обелиску укреплена мемориальная плита с надписью.

www.polyclinika.ru, поликлиника, метро Улица 1905 года.