Как проходят обязательные общественные обсуждения закупок

Как проходят обязательные общественные обсуждения закупок

Новый порядок общественного обсуждения

Минфин на сайте проектов нормативных актов выложил новый порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки, устанавливается он проектом постановления правительства и вступит в силу с 01.01.2019. С этой даты уйдет в прошлое постановление правительства № 835 от 22.08.2016, которое сейчас регулирует общественный контроль за крупными тендерами.

В п. 2 постановления указано с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-фз в 2020 году — 1 млрд. руб.

Не обсуждают тендеры:

  1. Закрытые.
  2. В рамках гособоронзаказа.
  3. На выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), которых не больше 2 млрд. рублей и проводятся они в форме электронного аукциона.

В п. 3 нового порядка указано, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается с даты когда разместили в ЕИС план-график с информацией о закупке, которая подлежит обсуждению. Этой же нормой зафиксировано, что обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается не позже срока, до истечения которого определение поставщика вправе отменить по ст. 36 44-ФЗ.

Если по закону о контрактной системе не формируют план-график, то обсуждать начинают от даты публикации в ЕИС извещения.

Как высказать замечание или предложение

В общественной процедуре участвуют юрлица и физлица, в том числе и ИП, госорганы и органы местного самоуправления. Они в течение срока, который прописан в п.3 выкладывают замечания или предложения в специальном разделе ЕИС. Это делают после регистрации в этой подсистеме.

Замечания и предложения участников, которые поступили в специализированный раздел предварительно проверяют в закрытой части, чтобы исключить ненормативную лексику в них. В открытой части они появятся не позже 1 дня, который следует за днем их поступления.

Заказчик в течение 2 рабочих дней после даты размещения в специализированном разделе замечания или предложения, отвечает на них. Ответ автоматически отправляется участнику на адрес электронной почты, который он указал при регистрации.

В п. 9 постановления указано, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть:

  • изменен план-график, закупочная документация;
  • отменена процедура определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Если отменяют процедуру, то общественное обсуждение завершается.

Как сейчас

В п. 2 постановления правительства № 835 от 22.08.2016 указано, что обязательное общественное обсуждение проводится в следующих случаях:

  • максимальная стоимость заключаемого договора превышает 1 млрд рублей;
  • тендер проводится конкурентным способом.

Если закупаете на региональном или местном уровне учитывайте, что региональные и местные власти у станавливают дополнительные случаи, когда придется обязательно обсуждать госзакупки. Например, при проведении закупок муниципальными заказчиками г. Красногорска обсуждают их при НМЦК 500 млн руб. Это указано в п. 3.1 Постановления администрации городского округа Красногорск МО от 27.06.2017 № 1452/6.

Исключения составляют случаи:

  • проводятся закрытые закупочные процедуры;
  • при гособоронзаказе;
  • проводится повторный конкурс или аукцион в электронной форме;
  • осуществляется запрос котировок для оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайного характера (ст. 82 ФЗ № 44).

В ч. 1 ст. 20 44-ФЗ указано на каком этапе начинается обязательное обсуждение закупок — на стадии планирования. Обсуждать тендер начинают с момента публикации в ЕИС планов графиков со сведениями о торгах, подлежащих общественному контролю.

Завершается процедура в тот момент, когда у заказчика появляется право отменить торги. Этот срок зависит от процедуры. Например, для электронного конкурса или аукциона он составляет пять дней до окончания приема заявок.

Проводят общественную процедуру в два этапа: в ЕИС и путем очных слушаний.

Как проходят первый этап

На первом этапе знакомят со сведениями, которые содержатся в плане графике. Этот этап проходит виртуально в ЕИС, а затем в форме публичного слушания. В ЕИС тендер обсуждается не менее 20 дней с момента публикации плана графика. В это время участники оставляют замечания и предложения. Непосредственный организатор мероприятия в течение двух дней направляет ответ на поступившее замечание или предложение.

Как оформить протокол первого этапа

После окончания первого этапа составьте протокол. В нем укажите:

  1. Замечания и предложения, которые поступили от участников.
  2. Ответы на них.
  3. Решение:
    • отменить закупку;
    • проводить тендер дальше без учета результатов обсуждения;
    • продолжить подготовку закупки с учетом этих результатов.

Сформируйте протокол в ЕИС, выберите пункт меню «Сформировать протокол первого этапа» в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» или загрузите готовый файл с компьютера.

Протокол разместите в ЕИС в течение двух дней с дня, когда проводили очные слушания.

Как провести очные слушания

В течение десяти дней после окончания той части, что проходит в ЕИС, проводятся очные публичные слушания. Информацию о них размещают в ЕИС за пять дней до начала. В день проведения слушаний обеспечьте возможность присутствовать на них желающим. Обязательно присутствует руководитель или его заместитель и руководитель контрактной службы или его заместитель. Это указано в п. п. 22, 25 постановления Правительства № 835 от 22.08.2016.

Процесс проходит так:

  • участники, которые присутствуют на слушаниях, высказывают замечания и предложения по тендеру,
  • отвечают и поясняют.

Как проходит второй этап

Второй этап включает обсуждение информации, которая содержится в извещении и документации о проведении торгов. Срок начала — с момента публикации извещения и документации в ЕИС. Завершается эта процедура за три дня до момента, когда заказчик вправе отменить процедуру. Сама процедура аналогична той, что проводится в рамках первого этапа, то есть участники в ЕИС оставляют замечания и предложения, а организатор в течение двух дней отвечает на них.

Как оформить протокол второго этапа

В протоколе указывают такие данные:

  1. Замечания и предложения, которые поступили от участников.
  2. Ответы на них.
  3. Решение:
    • отменить закупку;
    • проводить закупку дальше без учета результатов обсуждения;
    • продолжить закупку с учетом этих результатов.

Сформируйте протокол в ЕИС при помощи в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок».

Протокол разместите в ЕИС в течение двух дней с даты окончания второго этапа.

Ответственность

Статьей 7.29.3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непроведение подобного рода процедуры и за несоблюдение ее порядка. За эти правонарушения должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей.

Статьи

Обязательное обсуждение закупок

C 1 января 2020 года вступил в силу новый порядок обязательного общественного обсуждения закупок, проводимых по Закону № 44-ФЗ. Он установлен постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635, разбору и рассмотрению которого посвящена настоящая статья. Нужно отметить, что в сравнении с предыдущим порядком общественного обсуждения (прим.: был установлен постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 г. № 835) новый порядок претерпел значительные изменения. В статье мы не будем сравнивать два указанных порядка между собой, а сразу разберем новый документ.

Принятие постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 обусловлено изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ в части планирования закупок: с 01.01.2020 планирование закупок осуществляется заказчиками только путем составления плана-графика, без формирования плана закупок. Соответственно потребовалось внести изменения в ст. 20 Закона № 44-ФЗ, прошлая редакция которой (до 01.10.2019) предусматривала начало течения срока обязательного общественного обсуждения закупок со дня размещения в ЕИС плана закупок, который в настоящее время уже не формируется. Под новую редакцию ст. 20 Закона № 44-ФЗ адаптировали и новый порядок обязательного общественного обсуждения закупок.

Случаи обязательного общественного обсуждения закупок

Согласно ст. 20 Закона № 44-ФЗ случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством РФ. В дополнение к таким случаям региональные органы власти и органы местного самоуправления вправе установить иные случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок проведения такого обсуждения для данных случаев. Иными словами, Правительство РФ устанавливает случаи общественного обсуждения, обязательные для заказчиков всех уровней бюджетной системы. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе расширить их, в том числе снизить “планку” по сумме НМЦк, при превышении которой закупка подлежит обязательному общественному обсуждению. Однако, при расширении случаев обязательного общественного обсуждения закупок они коснуться только заказчиков соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Закупки федеральных заказчиков, в том числе территориально расположенных в том или ином субъекте РФ, в части обязательного общественного обсуждения будут регулироваться только постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635.

Рассмотрим случаи общественного обсуждения закупок, обязательные для всех заказчиков. В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635:

Общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок путем проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей или превышающей 1 млрд. рублей, за исключением закупок, осуществляемых:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ;

г) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ).

Как видно из указанного выше, обязательное общественное обсуждение закупок проводится только при осуществлении конкурентных процедур закупок и не осуществляется при осуществлении закупки у единственного поставщика, даже если сумма таких закупок превышает 1 млрд. рублей. Второе, на что следует обратить внимание читателя, это закупки в сфере строительства. Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 полностью не исключает проведение обязательного общественного обсуждения в отношении таких закупок, а лишь поднимает “планку”, с которой осуществляется обсуждение по ним до 2 млрд. рублей.

Проведение обязательного общественного обсуждения

Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 предусматривает, что обязательное общественное обсуждение закупок начинается со дня размещения информации о закупке в плане-графике и заканчивается за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ст. 36 Закона № 44-ФЗ). По мнению экспертов Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру” особого смысла начинать общественное обсуждение со дня размещения информации о закупке в плане-графике нет, т.к. в планах-графиках (особенно в тех, которые начались вестись с 2020 года) подробная информация о проводимых закупках фактически отсутствует. Так, например, в планах-графиках отсутствует техническое задание, проект контракта, проект документации, а с 2020 года также отсутствует и обоснование НМЦк. В связи с этим, до размещения заказчиком в ЕИС извещения о проведении конкурса или аукциона обсуждать просто нечего.

Читайте также  Амнистия по приватизации дачных участков

Принять участие в общественном обсуждении может любое лицо. Для этого необходимо зарегистрироваться в ЕИС и в разделе “Обязательное общественное обсуждение закупок” оставить свои замечания и предложения. Все замечания и предложения в ЕИС проходят модерацию перед размещением в открытой части сайта. На поступившие замечания и предложения заказчик обязан реагировать в течение 2 рабочих дней путем размещения в ЕИС соответствующего ответа и, при необходимости, внесением изменений в документацию (отменой процедуры закупки). Никакие отдельные протоколы по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчиком не составляются.

Кто проводит обязательное общественное обсуждение?

Обязательное общественное обсуждение должны проводить не только заказчики, но иные лица, применяющие положения Закона № 44-ФЗ. Так, например, заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ (прим.: не является заказчиком по Закону № 44-ФЗ) и не исполнивший обязанность по осуществлению закупок у субъектов МСП в объеме, предусмотренном постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, при осуществлении своих закупок с 1 февраля до 31 декабря года, следующего за отчетным, будет применять положения Закона № 44-ФЗ (ч. 8.1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

На закупки такого заказчика в полной мере применяются положения ст. 20 Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635. Однако, чтобы соблюсти все требования постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 такому заказчику придется начать планировать свои закупки по Закону № 44-ФЗ, что не предусмотрено ч. 8.1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ, которая оставляет обязанность планировать закупки, проводимые по Закону № 44-ФЗ, в рамках Закона № 223-ФЗ. Привязывать функционал обязательного общественного обсуждения в ЕИС к планированию закупок по Закону № 223-ФЗ врят ли кто будет. В этом мы видим небольшую недоработку авторов рассматриваемого постановления. При этом, таких случаев будет крайне мало, если они вообще будут иметь место быть.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Когда и как можно общаться с заказчиком по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ?

Расскажем о существующих форматах общения, что разрешают законы и какие правила нужно соблюдать.

На этапе планирования закупки

С 1 января 2017 года все закупки дороже 1 млрд рублей проходят обязательное общественное обсуждение. Как правило, на обсуждение выставляют крупные закупки на строительство дорог и зданий. Требование распространяется на всех заказчиков по 44-ФЗ и на некоторых заказчиков по 223-ФЗ. Порядок прописан в постановлении правительства от 11.12.2019 № 1635. Региональные власти могут устанавливать свои требования.

На этом этапе обсуждают закупки, которые заказчик опубликовал в плане закупок. Обсуждение происходит в специальном разделе ЕИС «Обязательное общественное обсуждение закупок». Для участия надо пройти регистрацию в ЕИС и получить доступ к этому разделу.

Обсуждение начинается с размщения плана-графики закупки и длится до момента, пока закупку можно отменить. Любой зарегистрированный участник может комментировать информацию о закупке, опубликованную в плане-графике. В течение 2 дней ответственный за проведение обсуждения отвечает на поступившее предложение или замечание.

По результатам обсуждения принимают решение: отменить закупку, изменить условия или проводить без изменений.

Консультации

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводят только те закупки, которые включены в план-график. В любой момент поставщик может заранее узнать, кто планирует закупать его продукцию в ближайший год:

  • в каком объеме,
  • с какой начальной ценой,
  • какие есть требования к исполнителю,
  • в какие сроки нужно исполнить контракт и т.д.

У заказчика по 44-ФЗ на стадии планирования есть возможность организовать консультацию с поставщиком, чтобы определить конкурентную среду (п. 6 ч. 4 ст. 38 44-ФЗ). Из формулировки закона следует, что инициатором этих консультаций выступает заказчик, но теоретически участники тоже могут обратиться к заказчику с предложениями улучшить характеристики товара, условия поставки и т.д.

Закон не обязывает заказчика отвечать на эти обращения, но для обеих сторон эти консультации — возможность улучшить условия закупки. Поставщик получает ответы на вопросы и озвучивает проблемы, с которыми может столкнуться, выполняя заказ. А заказчик в результате такой обратной связи может еще до публикации закупки скорректировать требования к товару или условиям выполнения работа.

223-ФЗ не регламентирует общение с поставщиками, но по наблюдениям специалистов по сопровождению торгов, заказчики по 223-ФЗ активнее прибегают к помощи поставщиков при подготовке закупки. Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур:

— Если закупка конкурентная и не аффилированная, заказчики заинтересованы, чтобы на торги пришло как можно больше участников, которые будут конкурировать между собой: предлагать лучшие условия поставки и снижать начальную цену контракта. Для этого они гораздо охотнее, по сравнению с заказчиками по 44-ФЗ, общаются с потенциальными участниками и отвечают на их вопросы.

На этапе подачи заявок

Запрос разъяснений

Ст. 46 44-ФЗ запрещает переговоры с заказчиком на этапе подачи заявок, если в результате у поставщика появляются преимущества перед другими. Но у участников часто возникают вопросы, которые они не могут задать в рамках 44-ФЗ. Например, в открытом конкурсе или аукционе можно подать всего три запроса на разъяснения. В других процедурах закон не обязывает заказчика отвечать на вопросы поставщиков.

Если время для запроса разъяснений истекло или после трех запросов остались еще вопросы, можно попробовать обратиться к заказчику напрямую — по электронной почте или телефону, но учесть, что заказчик может:

  • проигнорировать запрос, поданный не по правилам,
  • не выполнить обещание, данное по телефону.

Жаловаться в ФАС в этом случае не имеет смысла, так как поставщик сам в первую очередь нарушил запрет на переговоры с заказчиком.

Все-таки лучше отправлять официальные письменные запросы. На него заказчик обязан ответить в установленный законом срок. Шаблон можно скачать в разделе «Формы и шаблоны» в ЕИС, иногда форма уже есть в документации. Если заказчик не дал исчерпывающих разъяснений на ваши запросы, советуем обратиться с жалобой в ФАС. Приложите ответ заказчика на ваш запрос, чтобы подтвердить свои претензии. Если это необходимо, проанализируйте спорную техническую документацию с экспертами.

Выезд на объект

Один из распространенных случаев обращения к заказчику — просьба осмотреть объект на наличие скрытых работ, например, для клининговых или строительных услуг. Что делать, если заказчик не предусмотрел такую возможность в документах закупки?

По официальной позиции Минэкономразвития из письма от 25.07.2016 N Д28и-1869, участника не следует допускать к месту работ. Это может создать ему преимущества перед другими. Но на практике такая позиция может привести к тому, что реальные условия выполнения контракта не будут соответствовать условиям из контракта и стоимость работ удорожается.

Что делать в этой ситуации?

  1. Подайте запрос разъяснений с вопросом, в какие даты можно приехать для осмотра объекта. Если заказчик ответит на него, уточнив график и условия приезда на объект, то все остальные участники также увидят этот график и будут в равных условиях.
  2. Проведите качественную оценку рисков и постарайтесь выяснить в запросе на разъяснения максимум условий, которые могут привести к удорожанию работ или увеличат сроки исполнения контрактов. Например, если это строительство, какие условия работ, на каких почвах, получены ли все нужные разрешения, согласования т.д.

Конкурентные переговоры

Этот вид закупки можно провести по 223-ФЗ или в коммерческих торгах. Конкурентные переговоры проводят, если нужно провести закупку быстро, сэкономив время на сбор и оценку заявок. Заказчик общается со всеми участниками сразу или по отдельности, обсуждая с ними:

  • цену и характеристики товаров,
  • условия выполнения работ,
  • формы договора и оплаты,
  • порядок привлечения субподрядчиков и т.д.

Конкурентные переговоры — менее прозрачная процедура, так как при личном общении заказчика и участника есть риск сговора, а при общем обсуждении поставщикам придется озвучивать коммерческую информацию. Тем не менее, такой формат закупок есть, о нем нужно помнить.

При выполнении контракта

Победив в закупке, поставщик общается с госзаказчиком, как с любым другим контрагентом. Главное — обе стороны должны придерживаться норм 44-ФЗ и условий контракта. Какие форматы общения можно использовать, чтобы защищать свои права?

Переписка

Все действия, проблемы, нарушения условий контракта фиксируйте в переписке. Это дисциплинирует заказчика, поможет в претензионной работе и судебных разбирательствах. Указывайте, что заказчик не предоставил исходные данные, неправомерно отказывается принимать товар, задерживает оплату и т.д.

Бумажные письма, документы и претензии нужно отправлять заказным письмом или передавать лично. Также суды принимают в качестве доказательства переписку с личной или корпоративной электронной почты контрагентов.

Запись переговоров

Можно ли «поймать» заказчика на лжи, записав телефонный разговор с ним?

Суды принимают аудиозаписи в электронном виде, но требуют объяснить их происхождение. В Арбитражном процессуальном кодексе использование аудиозаписей в качестве доказательств регламентируется ч. 2 ст. 64, ч. 2 ст. 69, ч. 2 ст. 162 АПК РФ.

Чтобы суд учел запись в качестве доказательства, аудиозапись должна быть гласной, то есть нужно в начале разговора с заказчиком объявить, что разговор записывается. В этом случае поставщик не нарушает законное право заказчика на частную жизнь.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ

Для конкурентных закупок, к которым относятся конкурсы и аукционы, на суммы свыше 1 миллиарда рублей необходимо провести общественное слушание. Эта обязанность для заказчиков установлена на законодательном уровне. На общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ может прийти любой желающий и высказать свое мнение. Поскольку результатом могут стать изменения плана-графика, сопутствующей документации или торги вовсе могут быть отменены, эта процедура является чрезвычайно важной.

Читайте также  Как рассчитать оплату труда

Как регулируется общественное обсуждение по 44-ФЗ

С начала 2020 года введены новые правила исполнения обязательных обсуждений с общественностью. Они были закреплены Постановлением Правительства № 1635. Согласно обновлению, заказчики больше не создают планы закупок, но по-прежнему предоставляют планы-графики. Одно из отличий этих документов состоит в том, что план-график формируют на год, а планы составлялись на три года.

Незначительное на первый взгляд нововведение повлекло целый ряд исправлений. Среди них действие, запускающее процедуру. Ранее начало слушаний отсчитывали с даты выставления плана в Единой информационной системе. Теперь обсуждения можно начать с момента размещения графиков в ЕИС. Эти документы содержат следующую информацию:

  • описание объекта закупки;
  • метод проведения торгов;
  • начальная максимальная цена контракта;
  • в деталях описывается требуемая продукция;
  • объем поставки (количество, цена, сроки поставок).

Указываются наличие спецоборудования, квалифицированного персонала и иные детали, имеющие значение для итогового результата. Изменения также затронули правила проведения обязательных общественных обсуждений, мы рассмотрим их ниже.

Когда проводят обязательные общественные слушания

Система проведения слушаний утверждена правительством для учреждений на всей территории страны. Региональные власти имеют право установить дополнительные условия, требующие общественных обсуждений. Они также могут уменьшить сумму начальной максимальной цены контракта. Принимая такое решение, они меняют правила проведения коллективных заседаний, которые касаются только их организации. Все принятые дополнения не должны противоречить действующему законодательству.

Если в таком регионе закупка проводится федеральным заказчиком, то он действует согласно постановлению правительства. Процедура проведения расписана во 2 пункте ПП № 1635. Коллективные слушания проводятся при сумме контракта, составляющей или превышающей 1 млрд рублей. К исключению относится закупка такого типа:

  • реализующая закрытый способ подбора исполнителей;
  • относящаяся к государственной обороне;
  • участвующая в повторном конкурсе по части 4 ст. 71 44-ФЗ;
  • закупка, созданная для выполнения работ, установленных частью 2 ст. 63 44-ФЗ.

К последнему пункту относятся строительные работы: возведение, ремонт, снос капитальных строений ценой в 2 млрд рублей и менее. Требования также не относятся к тем заказам, которые начали выполняться до введения в действие ПП № 1635.

Проведение общественного обсуждения закупок по 44-ФЗ

Период, в течение которого заказчик проводит заседание, не имеет четких дат. Он начинается с момента отправки плана-графика в ЕИС, завершается за 5 дней до окончания срока приема заявок от участников торгов. Это положение регулирует пункт 3 Правил и 36 статья основного закона 44-ФЗ.

Целесообразно назначить слушание после размещения более подробной информации в единой системе. Это связано с тем, что в планах-графиках нет никаких подробных сведений. Отсутствуют проект, техзадание, сопутствующая документация. Поэтому до размещения подробной информации объективных данных для анализа просто нет. Не будет получен тот результат, на который направлено мероприятие, ― изучение общественного мнения.

Стать участником слушания может любой желающий:

  • организации;
  • граждане;
  • предприниматели.

Для этого им нужно зарегистрироваться в ЕИС. Мнение, предложение, замечания записывают в графе «Обязательное обсуждение закупок». Сообщение уходит на модерацию, где проверяется на наличие оскорблений и иных запрещенных законодательством высказываний. Только после одобрения модератором оно публикуется на портале в открытом для чтения доступе.

Посмотреть сообщения и ответы на них можно не только на портале, но и в специальных программах. Например, в сервисе Астрал.Поставщик, который разработан для поиска выгодных тендеров.

Заказчик должен ответить на каждое сообщение в течение 2 рабочих дней. Если поступившее предложение поддерживается, то соответствующие изменения вносятся в документацию проекта. Иногда результат приводит к значительным изменениям ― закупка может быть отменена, если комментатор аргументирует ее необоснованность, выявит нарушения или предложит более оптимальный вариант.

Кем проводится общественное слушание

Обязательство по проведению общественных обсуждений возложено на:

  • госзаказчиков, работающих по 44-ФЗ;
  • учреждения, проводящие торги в соответствии с законом о госзакупках.

Руководствоваться 44-ФЗ также должны заказчики, проводящие торги по федеральному закону № 223. Такая обязанность возникает, если не реализуется в объеме, определенном ПП № 135, сотрудничество с представителями малого бизнеса. Чтобы законодательство не было нарушено, следует изначально планировать этапы проведение подготовительных мероприятий в соответствии с 44-ФЗ, в рамках закона № 223.

Как проходят общественные слушания: 1 этап

Коллективное рассмотрение предстоящего тендера проходит в несколько этапов. Первый — это знакомство с планом-графиком, второй ― в форме публичного заседания. Результат каждого из этапов протоколируется.

Начинается первая стадия общественных слушаний с даты публикации плана-графики на портале ЕИС. Необходимо выделить на этот период не менее 20 дней. В течение этого срока зарегистрированные участники оставляют свои замечания на площадке.

Организатор следит за публикациями и отвечает на каждую из них в течение 2 дней за исключением выходных и праздников. Все поступающие вопросы и ответы публикуются в ЕИС.

Что указывается в протоколе по результатам первого этапа слушаний

Когда первый этап завершен, а сделать это необходимо за 5 дней до окончания приема заявок от участников торгов, составляют протокол. В документе указывают следующие сведения:

  • все входящие сообщений;
  • ответы на поступившие замечания;
  • решение, принятое на основании всех полученных данных.

Результат может быть следующим: закупка отменена, торги будут проведены с учетом замечаний или без учета поступивших предложений.

Протокол размещается в ЕИС одним из способов. Чаще это заполненный в электронном виде. Его сохраняют в файл, например, с расширением pdf, и загружают в систему. Также для данной публикации предусмотрен специальный пункт ― «Обязательное общественное обсуждение». Нажав на ссылку «Сформировать протокол 1 этапа», оператору (секретарю) необходимо вписать данные из файла, либо вставить их через копирование.

Срок публикации протокола ― 2 рабочих дня после окончания слушаний.

Очное общественное слушание

Когда 1 этап слушания закончен и составлен протокол, заказчик организует очную встречу. О ее проведении необходимо предупредить минимум за 5 дней. Для объявления используется та же платформа ― ЕИС.

Стать участником слушания могут все желающие, те, кто уже участвовал в 1 этапе, и те, кто только присоединился к процессу. В обязательном порядке должны прийти руководитель учреждения-заказчика и руководитель отдела закупок. Вместо них могут присутствовать их заместители. Без этих должностных лиц собрание не может быть проведено.

Заседание проходит в рамках диалога. Участники лично высказывают свои предложения и замечания, а представители учреждения отвечают, дают пояснения, излагают свои доводы. Все общение протоколируется посредством аудиозаписи.

Обязательное общественное обсуждение: 2 этап

Заключительный этап ― обсуждение данных, прописанных в закупочных документах. Он проходит удаленно, с использованием ЕИС. По своему принципу напоминает самый первый этап, но в этот раз участники располагают большей информацией.

Начинается процедура со дня публикации документов в ЕИС. Завершается за 3 дня до срока, когда заказчик еще может отменить торги. Участники в формате сообщения оставляют вопросы, мнения, предложения. Заказчик в 2-дневный срок отвечает на них.

Протокол второго этапа

По окончании 2 этапа также оформляют протокол. В нем отражают такие данные, как:

  • отправленные участниками общественного обсуждения закупок по 44-ФЗ комментарии;
  • ответы заказчика на каждое сообщение;
  • принятое в итоге решение.

В результате проведения последнего этапа слушаний заказчик может отменить торги, запустить их с учетом или без учета замечаний. Протокол также в течение 2 дней размещается в единой системе. В результате все документы, оформляемые на каждом этапе, доступны к просмотру на странице «Обязательное общественное обсуждение». Они фиксируются в журнале событий с указанием названия события, даты и времени публикации.

Ответственность за непроведение общественных слушаний

Конкурентная закупка требует непременного проведения открытых обсуждений, если цена контракта от 1 млрд рублей и выше. Если данное требование было нарушено, слушания не проведены или проведены не в полном объеме, должностное лицо будет оштрафовано на сумму 30 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП РФ). Для того чтобы соблюсти все правила и сроки, необходимо предварительно составить календарь мероприятий с учетом выходных и праздничных дней.

Если вы хотите принять участие в тендерах по 44-ФЗ и закону № 223 в качестве поставщика, рекомендуем сервис Астрал.Тендер. Он подходит для юридических лиц, предпринимателей, самозанятых. Позволяет быстро в доступной форме пройти обучение работы на ЭТП.

Выводы

Заказчики должны организовывать общественное обсуждение, если начальная цена контракта эквивалентна 1 млрд рублей или превышает его. Для проведения строительных работ контрольная сумма установлена в размере 2 млрд руб.

На заочную стадию обсуждений отводят не менее 20 дней. В этот период размещают для ознакомления общественности план-график. После окончания заочного слушания и составления протокола начинается новый период ― очных совещаний. Он длится не более 10 дней, состоит из нескольких этапов:

  • принятие решения о дате очного собрания;
  • размещение в ЕИС информации о публичных слушаниях;
  • проведение собрания.

На два последних пункта отводится не менее 5 рабочих дней, т. е. половина установленного законом срока. Последний этап ― размещение протокола в ЕИС — занимает 2 дня. Таким образом, без намеренного увеличения сроков в том периоде, где это возможно, процедура общественного слушания займет всего 32 дня. После этого закупка может быть реализована.

Важно! Установленные сроки исчисляются в рабочих днях. Например, если последний день приходится на субботу, то он автоматически переносится на следующий рабочий, в данном случае ― понедельник.

Если заказчик обязан проводить все подготовительные этапы самостоятельно, то поставщики могут привлечь для работы сторонних специалистов. Работа на электронных торговых площадках требует не только специальных знаний, но и времени. Поэтому бывает выгоднее передать эти обязанности на аутсорсинг.

Обязательные общественные обсуждения госзакупок: когда и по каким правилам проходят

Обязательное общественное обсуждение закупок по 44 ФЗ — это процедура, в ходе которой компании, граждане, ИП и госорганы знакомятся с будущим тендером, задают вопросы и высказывают предложения. С 01.01.2020 вступило в силу постановление правительства № 1635 от 11.12.2019, которое кардинально поменяло правила.

Когда проводится

Процедура общественной дискуссии по госзакупке существует на всем протяжении действия 44-ФЗ, но с 2020 года кардинально меняется ее порядок: порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается с 2020 года постановлением правительства РФ № 1635 от 11.12.2019. Действовавшее ранее постановление № 835 утратит силу.

Читайте также  Как переехать жить на остров бали(в индонезию)

По новым правилам 2020 года обязательное общественное обсуждение проводится в следующих случаях:

  • поставщик определяется с помощью конкурса или аукциона;
  • в тендере очень крупная начальная максимальная цена. Пункт 2 правил проведения дискуссии по госзакупке, утвержденных постановлением правительства РФ № 1635, устанавливает, с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ в 2020, — с 1 млрд рублей. А если закупаются работы по капитальному ремонту, реконструкции или сносу — стоимостью от 2 млрд рублей.

Дискуссия по поводу тендера не проводится, если:

  • используется закрытый способ определения поставщика;
  • тендер относится к числу госзакупок по гособоронзаказу;
  • конкурс или электронный аукцион является повторным и проводится без изменения объекта госзакупки.

Как провести

Новые правила, утвержденные ПП РФ № 1635, устанавливают, на каком этапе начинается обязательное обсуждение закупок, планирование закупок. Новый порядок проведения обсуждений значительно проще того, который использовался ранее: процедура теперь одноэтапная, целиком заочная и проводится в ЕИС при помощи функционала специального раздела, размещенного во вкладке «Планирование». Обязательное общественное обсуждение закупки начинается с того момента, когда заказчик опубликовал план-график, в котором указал намерение провести дорогостоящий тендер. Момент начала проведения изменился, раньше он совпадал с моментом издания плана закупок, но в 2020 году эта форма планирования была отменена.

Изменился и момент окончания проведения процедуры: обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается, когда, в соответствии со ст. 36 44-ФЗ, заказчик утрачивает возможность передумать и без каких-либо специальных обоснований отменить процедуру.

В этом же постановлении прописано, какие субъекты вправе в нем участвовать, в каком порядке и какие полномочия по результатам дискуссии имеются у ее организатора — заказчика.

Как участвовать в обсуждении

Высказать свое мнение по поводу готовящегося или проводимого тендера вправе любые лица:

  • физические;
  • индивидуальные предприниматели;
  • компании любых организационно-правовых форм.

Для участия необходимо пройти процедуру регистрации в специальном разделе ЕИС.

Понадобится указать минимальные персональные данные о физлице или организации.

В ходе общественной дискуссии участники вправе оставлять комментарии, вопросы и замечания к документам, касающимся покупки: плану-графику, извещению о проведении закупки, тендерной документации. Сообщения участников проходят модерацию на портале, после чего направляются организатору тендера. В ходе модерации отсеиваются сообщения, в которых содержится ненормативная лексика.

Организатор — заказчик — располагает двумя рабочими днями, чтобы исследовать направленное ему сообщение и дать официальный ответ по нему. Ответ заказчика публикуется на портале и направляется на электронную почту лицу, его задавшему.

Как оформляются результаты процедуры

Пункт 9 правил устанавливает, что заказчиком по результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть приняты следующие решения:

  • принять во внимание поданные замечания и вопросы и изменить документы, связанные с процедурой: план-график, извещение или документацию;
  • отменить тендер.

В отличие от существовавшего ранее порядка проведения общественной дискуссии, который предполагал издание протоколов каждого этапа, новые правила не обязывают заказчиков формировать итоговый протокол по результатам дискуссии.

Общение с заказчиком в процессе закупки

В закупочных процедурах существуют определенные ограничения на общение между потенциальными сторонами сделки. Это связано c необходимостью соблюдения антимонопольного законодательства. Общаться стороны могут в определенном формате — о нем и расскажем в сегодняшней статье.

Общественное обсуждение на этапе планирования

Закупки стоимостью свыше 1 млрд рублей необходимо обсуждать публично. Это должны делать все государственные и некоторые корпоративные заказчики. Правительство утвердило определенный порядок общественного обсуждения и закрепило его постановлением от 22.08.2016 № 835.

В ЕИС существует специальный раздел «Обязательное общественное обсуждение закупок». Любой участник может зарегистрироваться в системе и поучаствовать в этом обсуждении.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Обсуждение происходит в несколько этапов. Первый из них состоится при планировании — в течение как минимум 20 дней после публикации заказчиком плана закупок. Участники знакомятся с планом и оставляют свои комментарии по поводу указанных в нем закупок. Реакция от ответственного лица заказчика должна поступить в течение 2 дней.

Когда первый этап общественного обсуждения завершился, в течение следующих 10 дней проводятся очные публичные слушания . Принять участие в них может любой желающий. В итоге должно быть принято решение о том, следует ли что-то изменить в закупке, оставь все как есть или же вовсе ее отменить.

Консультации с поставщиками

В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 38 закона 44-ФЗ, заказчик при планировании закупок может устроить консультации с поставщиками. Это необходимо для того, чтобы проанализировать рыночные предложения. В рамках таких консультаций участники также могут задать свои вопросы или делать предложения, однако заказчик по закону не обязан на них реагировать. Тем не менее такие консультации могут быть неплохим механизмом взаимодействия между сторонами, поэтому в интересах заказчика активно ими пользоваться.

Что касается 223-ФЗ, то в нем не прописаны механизмы таких консультаций, но это не значит, что они не могут проводиться. Более того, по словам специалистов по закупкам, корпоративные заказчики охотно налаживают контакты с поставщиками и пользуются их помощью, готовя свои закупки. Они понимают, что конкуренция в их интересах, поэтому обычно стараются ответить на все вопросы потенциальных участников торгов.

Общественное обсуждение на этапе подачи заявок

Когда извещение и документация опубликованы, начинается второй этап общественного обсуждения закупки. Он проходит внутри системы, участие в нем могут принять все зарегистрированные пользователи. Как и на первом этапе, ответственному лицу заказчика дается 2 дня на подготовку ответа. За 8 дней до окончания срока подачи заявок общественное обсуждение завершается.

На этом этапе могут быть выявлены нарушения, которые потребуют от заказчика изменить параметры закупки или вовсе ее отменить. Например, в прошлом году из 253 обсужденных закупок нарушения были выявлены в 152, а 2 закупки были отменены.

Запрос разъяснений

Закон 44-ФЗ жестко регламентирует общение между сторонами во время подачи заявок, поскольку это может создать для конкретного участника преимущественные условия. Все возникающие вопросы в рамках закупки можно задать через запрос пояснений. Однако относится это лишь к аукциону или открытому конкурсу, да и количество таких запросов ограничено тремя.

Шаблон запроса пояснения можно взять в ЕИС. Кроме того, форму запроса заказчики иногда включают в документацию. Обратите внимание, что на официально поданные запросы заказчик ответить обязан, в противном случае можно жаловаться в ФАС. А вот если участник решит обратиться к заказчику в частном порядке (позвонит или напишет электронное письмо), то тот реагировать не обязан. К тому же его пояснения и обещания не будут иметь никакой силы, ведь они даны неофициально.

Осмотр объекта исполнения работ

Когда речь идет, например, о строительных работах, зачастую поставщики хотят предварительно осмотреть объект. Минэкономразвития в своем письме от 25.07.2016 № Д28и-1869 указывало: дабы не создавать участник преимущества, отпускать на объект его не следует. Тем не менее иногда без такого осмотра невозможно определить реальные условия выполнения работ, что может привести к их удорожанию.

Поэтому участнику рекомендуется подать запрос разъяснений и выяснить, в какие дни он может посетить объект для осмотра. Если заказчик разрешит визит и укажет его вовремя, об этом узнают все заинтересованные участники. Таким образом, равные условия для всех будут сохранены. Также в запросе на разъяснение следует выяснить максимально подробно все обстоятельства, которые могут увеличить срок исполнения работ или привести к их удорожанию.

Конкурентные переговоры по 223-ФЗ

В рамках корпоративного заказа можно провести конкурентные переговоры. Процедура подразумевает прямое общение заказчика со всеми поставщиками вместе или по отдельности. При этом обсуждаются все условия договора: цена, форма оплаты, возможность привлечения субподрядчиков и так далее.

Безусловно, такой способ закупки нельзя назвать прозрачным — общаясь с будущим исполнителем с глазу на глаз, заказчик может вступить с ним сговор. Для последнего в такой процедуре также есть свои минусы: в процессе обсуждения он вынужден будет раскрыть коммерческую информацию. Преимуществом конкурентных переговоров является то, что закупку можно осуществить достаточно быстро.

Когда поставщик определен

После того как выявлен победитель процедуры, между ним и заказчиком возможны любые прямые контакты. Однако и тут есть свои тонкости, особенно в рамках строгого и к заказчикам, и к поставщикам 44-ФЗ. Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, следует правильно вести общение.

Специалисты рекомендуют вести переписку и отражать в ней все действия по исполнению контракта, а также возникающие сложности или выявленные нарушения. Например, если заказчик неправомерно, по мнению исполнителя, не принимает результаты работы или задерживает оплату, следует составить официальное письмо и изложить свои претензии. Если в дальнейшем возникнет спор и дело дойдет до суда, то переписка может быть привлечена к разбирательству. Под перепиской в данном контексте понимается обращение в бумажном виде, поданное заказным письмом, а также обращение, поданное с личного или корпоративного электронного ящика.

А как насчет записи переговоров? Например, если записать телефонный разговор с заказчиком, сможет ли эта запись быть приобщена к делу в случае судебного разбирательства? Да, однако она должна быть гласной, иначе это будет вторжение в частные дела контрагента. Поэтому прежде чем начать запись разговора, нужно объявить об этом второй стороне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: